Департамент внешних связей Правительства Нижегородской области

Антикоррупционная экспертиза

Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства, экспертиза проектов административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

В соответствии с Положением о государственно-правовом департаменте Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.08.2006 № 256, и Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 № 920 (далее – Регламент Правительства), одной из основных функций департамента является проведение правовой (юридической) экспертизы проектов правовых актов Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 3.6.3 Регламента Правительства департамент проводит правовую экспертизу проектов правовых актов на соответствие законодательству Российской Федерации и Нижегородской области и требованиям Регламента Правительства. Правовая экспертиза проектов правовых актов на соответствие законодательству включает в себя, в том числе, проверку полномочий соответствующего государственного органа Нижегородской области на принятие рассматриваемого правового акта.

В отношении проектов указов Губернатора Нижегородской области и постановлений Правительства Нижегородской области в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, при проведении правовой экспертизы осуществляется антикоррупционная экспертиза указанных проектов в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913 (далее – Порядок проведения антикоррупционной экспертизы). Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

В соответствии с Регламентом Правительства срок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, по общему правилу, ограничен 10 рабочими днями со дня, следующего за днем регистрации проекта в департаменте. Вместе с тем, по ряду актов Регламентом Правительства установлены сокращенные сроки экспертизы (3 рабочих дня, 2 рабочих дня). Нередко, срок осуществления правовой и антикоррупционной экспертизы сокращается в результате установления сокращенных сроков принятия определенных правовых актов законодательством, либо поручениями Губернатора Нижегородской области.

Однако, несмотря на ограниченность сроков, правовую экспертизу проходят все проекты поступающих в департамент правовых актов Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области, а антикоррупционную - все проекты указов Губернатора Нижегородской области и постановлений Правительства Нижегородской области.

 Кроме того, в течение указанных сроков при проведении правовой экспертизы проектов, предусматривающих внесение изменений в действующие акты, дополнительно осуществляется проверка действующего акта на соответствие его изменившемуся на данный момент законодательству, а по проектам, предусматривающим внесение изменений в нормативные правовые акты, также антикоррупционная экспертиза того акта, в который вносятся изменения, с целью устранения возможных коррупциогенных факторов, допущенных до возложения на департамент функции по осуществлению антикоррупционной экспертизы.

Также на департамент в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2011 № 454 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2007 года № 430" возложена функция по проведению экспертизы административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Нижегородской области. Предметом указанной экспертизы является оценка соответствия проекта регламента требованиям, предъявляемым к нему федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, полнота описания в проекте регламента порядка и условий исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), оптимизация порядка исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)  (в том числе упорядочение административных процедур (действий), устранение избыточных административных процедур (действий), сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) и прочее), а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проекте регламента.

Проекты правовых актов, содержащие положения, противоречащие действующему законодательству и (или) способствующие созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом Правительства и Порядком проведения антикоррупционной экспертизы возвращаются органу исполнительной власти Нижегородской области, разработавшему проект, с заключением департамента. В заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии c Порядком проведения антикоррупционной экспертизы указываются выявленные в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы (в основном, это  определение компетенции по формуле "вправе", широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур) с указанием способов их устранения.

Независимая антикоррупционная экспертиза

Проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и их общественное обсуждение направлены на усиление общественного контроля за государственными органами, реализацию принципа публичности и открытости деятельности государственных органов, а также ликвидацию способствующих возникновению коррупции изъянов нормативных правовых актов.

В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере независимой антикоррупционной экспертизы, являются Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения такой экспертизы.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закрепляет правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Статья 5 вышеуказанного Закона гласит, что «институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)». Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов юридическими и физическими лицами.

Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов призвана разрешить проблему принятия коррупционных решений в процессе реализации нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы, посредством выявления коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения. Под указанными факторами Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» понимает такие положения нормативных правовых актов либо их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Основным фактором успешности института независимой антикоррупционной экспертизы является готовность государственных органов сотрудничать с независимыми экспертами, оказывать им необходимое содействие в осуществлении этой деятельности.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016−2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий обязаны издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие создание единых региональных интернет-порталов для размещения проектов указанных актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

В целях исполнения подпункта «ж» пункта 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016−2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147, пунктом 1 Указа Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы» официальным сайтом для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы определен официальный сайт Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» government-nnov.ru (далее — сайт Правительства).

В связи с этим государственные органы, осуществляюшие разработку проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, (далее — орагны — разработчики) обязаны обеспечить проведение независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области путем размещения их на сайте Правительства.

Размещение проектов нормативных правовых актов осуществляется в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» сайта Правительства.

На сайте Правительства органами — разработчиками размещаются:

1) извещение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы (о проведении общественного обсуждения), которое должно содержать:

  • наименование органа — разработчика;
  • даты начала и окончания независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта (дату начала и окончания общественного обсуждения);
  • адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которому направляются заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта (замечания и предложения в ходе общественного обсуждения проекта нормативного правового акта);

2) проект нормативного правового акта;

3) сведения о результатах рассмотрения поступивших заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта (сведения о результатах рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения проекта нормативного правового акта).

Порядок размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы утвержден постановлением Правительства Нижегородской области.

 

Единый портал

для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения